Теории

 

Теории - это объяснения естественного или социального поведения, события или явления. Более формально научная теория представляет собой систему  конструкций (понятий) и предложени, которые в совокупности представляют логическое, систематическое и  последовательное объяснение интересующего явления в некоторых предположениях и граничных условиях (Бачарах, 1989).

Теории должны объяснить, почему все происходит, а не просто описывать или прогнозировать. Обратите внимание, что можно предсказать события или  поведение с помощью набора предикторов, не обязательно объясняя, почему такие события происходят. Например, аналитики рынка прогнозируют  колебания на фондовом рынке на основе рыночных объявлений, отчетов о прибылях крупных компаний и новых данных из Федерального резерва и  других агентств, основанных на ранее наблюдаемых корреляциях. Прогнозирование требует только корреляций. Напротив, объяснения требуют  причинности, или понимание причинно-следственных связей. Установление причинности требует трех условий: 

(1) корреляции между двумя конструктами, (2) временного приоритета (причина должна предшествовать эффекту во времени) и (3) отказ от  альтернативных гипотез (посредством тестирования). Научные теории отличаются от теологических, философских или других объяснений тем,  что научные теории могут быть эмпирически проверены с использованием научных методов.


Объяснения могут быть идиографическими или номотетическими. Идиографические объяснения - это те, которые объясняют одну ситуацию или событие по  особенностям. Например, вы плохо учились на экзамене, потому что: (1) вы забыли, что у вас был экзамен в этот день, (2) вы опоздали на экзамен из-за  пробки, (3) вы запаниковали в середине экзамена, (4) вам пришлось работать поздно вечером и не могли учиться на экзамене, или даже (5) ваша  собака съела ваш учебник. Объяснения могут быть подробными, точными и действительными, но они могут не применяться к другим подобным ситуациям,  даже с участием одного и того же человека, и, следовательно, не являются обобщаемыми. Напротив, номотетические объяснения направлены на то,  чтобы объяснить класс ситуаций или событий, а не конкретные ситуации или события. Например, учащиеся, которые плохо справляются с экзаменами,  делают это, потому что они не тратили достаточное время на подготовку к экзаменам или что они страдают от нервозности, дефицита внимания  или некоторых других медицинских расстройств. Поскольку номотетические объяснения предназначены для обобщения в ситуациях, событиях или людях,  они, как правило, менее точны, менее полны и менее детализированы. Однако они объясняют экономически, используя лишь несколько объясняющих  переменных. Поскольку теории также призваны служить обобщенными объяснениями моделей событий, поведения или явлений, теоретические объяснения  обычно номотетические по своей природе.

Понимая теории, важно понимать, что такое теория. Теория - это не данные, факты, типологии, таксономии или эмпирические данные. Сборник фактов -  это не теория, так как куча камней - это не дом. Аналогично, набор конструкций (например, типология конструкций) не является теорией,  потому что теории должны выходить далеко за рамки конструкций, чтобы включать предложения, объяснения и граничные условия. Данные, факты и  результаты работают на эмпирическом или наблюдательном уровне, а теории работают на концептуальном уровне и основаны скорее на логике, чем  на наблюдениях.


Существует множество преимуществ использования теорий в исследованиях. Во-первых, теории обеспечивают основную логику возникновения естественного  или социального явления, объясняя, каковы ключевые факторы и ключевые результаты целевого явления и почему и какие основные процессы ответственны  за это явление. Во-вторых, они помогают в создании чувств, помогая нам синтезировать предыдущие эмпирические данные в теоретических рамках и  согласовывать противоречивые выводы, открывая факторы, влияющие на отношения между двумя конструктами в разных исследованиях. В-третьих,  теории обеспечивают руководство для будущих исследований, помогая выявлять конструкции и отношения, которые достойны дальнейших исследований.


Однако теории могут также иметь свою долю ограничений. В качестве упрощенных объяснений реальности теории могут не всегда давать адекватные  объяснения феномена интереса, основанного на ограниченном наборе конструкций и отношений. Теории разработаны как простые и скупые объяснения,  в то время как реальность может быть значительно сложнее. Более того, теории могут навязывать слепые или ограничивать «видимость» исследователей,  заставляя их пропустить важные понятия, не определенные теорией.